Блог и новости

Четыре этапа жизни человека. Цели и результаты психического функционирования каждого этапа

Попробуем представить основные этапы жизни :

1.Пренатальный ( с зачатия до рождения)

2.Детский( с рождения до 12 лет ).

3.Подростковый и юношеский (с 12 до 30 лет )

4.Зрелость и старость( от 30 лет - до смерти).

Психическое функционирование и возраст связаны весьма условно, так как психика в значительной мере в жизненном цикле взрослого человека свободно передвигается из одного состояния в другое, в зависимости от силы и продолжительности влияния переживаний и вызовов обстоятельств. Но, чем лучше организована психика, тем вероятнее, что временный регресс не повергнет человека в пучину психоза, задержав его где- то в пограничности и позволив собрать ресурсы для возвращения в обычное его состояние.
1.Пренатальный возраст

Это рай, океаническое блаженство( Гроф). Все дальнейшие наши взрослые переживания расслабленности, неги, сексуального удовольствия, праздного безделья- это возвращение в первоначальный рай. Этот период- когда получаешь все и сразу, еда и удовольствие бесконечно и без ограничений- этакий шведский стол на берегу теплого океана. Младенец переживает себя внутриутробно абсолютно самодостаточным и всемогущим, как будто он сам создал этот рай, это состояние не дифференциации себя от матери в частности и внешнего мира в целом.

Цель этого периода- формирование телесности и пространства для формирования психики. Опыт переживания такого рода удовольствия, способствует формированию первичного здорового нарциссизма и позволяет справляться с неудовольствием в последующей жизни. Материнское тело не переживается как отдельное, все переживания внешнего мира в отсутствии собственной психики воспринимаются через психику и реакцию матери на эти события. Несмотря на единство матери и младенца, последний ощущает и реагирует на обращенные к нему внимание и заботу. Голоса близких людей, мамины поглаживания, ее сердцебиение, биохимические показатели и т.д. младенец воспринимает как часть себя, а интроецирование спокойных и удовлетворенных частей материнской психики формирует телесно- эмоциональный опыт доверия и постоянства, из которого впоследствии будет формироваться базовое доверие к миру.

фото "Freepik"

В перинатальной психологии существует понятие способ проживания беременности. Самый травмирующий способ проживания- игнорирующий, когда ребенка как будто нет. Такой способ проживания чаще присущ суррогатным матерям, объясняется нежеланием суррогатной матери страдать после разлучения с малышом. Однако такой способ может быть выбран матерью для вынашивания родного малыша., ведь беременность матери актуализирует ее собственные перинатальные переживания и страхи. Иногда случается, что будущая мать узнает о своей беременности на большом сроке , и продолжительное время младенец оставался несуществующим для нее. Отсутствие эмоционального контакта в пренатальном периоде может впоследствии создать сложности в построении этого контакта после рождения малыша. Существует гипотеза, что аутистические черты ребенка могут быть связаны наряду с другими причинами, с нарушениями пренатального периода. Очень важным оказывается какими ожиданиями мамы и семьи нагружено вынашивание младенца, как это происходило у бабушки, других родственников.

Результат этапа- рождение младенца с полностью сформированным физическим телом.
2. Детский возраст.

Рождение переживается младенцем как изгнание из рая - холод, резкая боль от первого вдоха. Сразу после рождения малыш физически не способен самостоятельно выживать, его проводником становится мать или другой ухаживающий взрослый. Психика и тело связаны, но тело формируется в утробе матери, а психика- после выхода из утробы, в контакте и активном присутствии взрослой психики.

Цель периода - формирования психики младенца, на первом этапе его психическое развитие соответствует психотическому уровню функционирования в его крайнем проявлении. Младенец не только не различает Я и не Я, он пребывает в представлении, что по его высочайшей воле появляется грудь и дает ему молоко тогда, когда он захочет, а дискомфорт от мокрых пеленок в его власти изменить, но это всемогущество появляется в случае присутствия «достаточно хорошей матери»( британский педиатр и психоаналитик Д.Винникот) , которая настроена на младенца, чтобы дать ему именно то, что ему требуется в конкретный момент- молоко, когда он голоден, сухие пеленки, когда он мокрый и тд. Психика младенца использует психику матери, которая формирует и поддерживает его состояние всемогущества. Чтобы настроится на младенца, мать регрессирует в своем психическом функционировании, это задуманный природой механизм выращивания младенца, способ сформировать первичный нарциссизм, поддержать у ребенка состояние «Его величество младенец».

Возможно вы замечали, что женщина с младенцем хуже справится с профессиональными обязанностями, но может долго и с удовольствием поддерживать игру малыша. Включенный в заботу о младенце отец , другие взрослые также способны настроится на малыша, но главная их задача- дать возможность матери посвятить себя малышу. Недостаточная забота о младенце, раннее покидание младенца матерью в связи с необходимостью выйти на работу- большая беда для поколений людей, которых отдавали в ясли в очень раннем возрасте.. В этот период формируется базовое доверие к миру, уверенность в собственной базовой хорошести- Я хороший- мир хороший. Проблемы малыша, оставленного без мамы в этом возрасте- тревожность, поиск любви от окружающих, неспособность понимать себя, свои желания и потребности.

Детские психологи всего мира призывают к тому, что ясли для младенцев должны быть закрыты, матери должны иметь возможность посвятить первые три года исключительно малышу. Ясли во многом способствуют недостаточному психическому развитию младенцев Во время второй мировой войны в Великобритании при бомбежке Лондона множество младенцев были разлучены с родителями и вывезены в безопасное место. При хорошем уходе и заботе у этих младенцев была колоссальная смертность, причину которой назвали синдромом госпитализма. Ужасающие последствия этого синдрома привели к пониманию, что базовой нехваткой этих малышей была нехватка эмоционального контакта ухаживающих взрослых, и этот контакт жизненно необходим для младенцев. Нежное взаимодействие с мамой, прикосновения, ласки и обожание более важны, чем питание и уход. Болезни и недостаточность в питании могут быть компенсированы в последующем без вреда для физического здоровья малыша, а не сформированная в соответствующем возрасте психика страдает гораздо сильнее, и, чем раньше случилась эта нехватка , тем меньше шансов для формирования психически здорового человека.

Результат первого года жизни: Ребенок не воспринимает мать как отдельный объект, всю свою психическую энергию младенец направляет на себя, это период первичного нарциссизма.

фото "Freepik"

После полутора- двух лет ребенок начинает взаимодействие с другими, и ему это становится интересно. Это не просто исследовательский интерес всего нового и незнакомого, это появляющаяся потребность в отделении от матери, желание сделать что- то самостоятельно. Это период, когда начинает формируется Я и малыш требует сделать по - своему, это период капризов и требовательности. Если родители подавляют эту активность, насмехаются над зарождающейся самостоятельностью, жестко требуют исполнения, давят авторитетом, у малыша формируются будущие сложности в построении отношений с другими. Эти проблемы уже не влияют на выживание ребенка, но могут формировать проблемы формирования социального взаимодействия . В этот же период формируется способность Я справляться с переживаниями. Все мы исходно по- разному психически оснащены, по -разному переживаем отвержение или невнимание, ребенку важно поддержка взрослых, особенно если переживаний для ребенка в силу жизненных обстоятельств оказывается много.

Проблемы психического здоровья, связанные с небрежным и не бережным отношением взрослых к ребенку могут найти свои корни в этом периоде жизни ребенка через садистические или мазохистические черты, депрессивность, бисексуальность и гомосексуальность. Уровень психического функционирования соответствует пограничному, с периодическим регрессом в психотическое функционирование.

Результат этого периода- начало формирования Я, появление в психике ребенка другого и первые попытки взаимодействия слабого Я с другим.

После 3 лет ребенок переживает эдипову ситуацию, когда мальчик говорит, что хочет жениться на маме и занять место папы.

Цель этапа- первая попытка разрешить эдипову ситуацию. В результате разрешения эдиповой ситуации появляется сверх Я – интроецированный от родительских фигур и социума в целом закон, мораль, запрет.

Результат этапа- признание разницы поколений, разницы полов и собственных ограничений.

После 7 лет наступает период, когда ребенок направляет все свои силы на обучение, получение новых знаний и готовится к гормональному взрыву пубертата. Ребенок становится восприимчивым к интеллектуальной деятельности. Этот возраст рассматривается как «сознательный»- ребенок демонстрирует насущную нужду в логических объяснениях. Его начинают интересовать реальные объекты вместо фантазийных и сказочных персонажей раннего периода. Это наблюдаем, например, в предпочтениях приключений перед сказками. Ребенок выходит из семейной системы в школу и к друзьям. Авторитет учителя становится более значимый, чем родительский.

Результат этапа- открыть дверь из семейной системы, посмотреть в мир.

фото "Freepik"

3. Подростковый возраст и юность.

Цель этапа-адаптация к физической трансформации физического тела и возможность исправить то, что пошло не так в психической жизни, в том числе еще один шанс разрешить эдипов конфликт. Мы наблюдаем подростковый бунт против родителей, который может выглядеть как тотальное неприятие родителей, их образа жизни и взглядов. Такое поведение - способ отделится от родителей и соединиться с внешним миром. В подростковости идет регресс к психотическому уровню функционирования, по словам Анны Фрейд, подросток регрессирует от объектной любви к нарциссизму.

Влюбленность, дружба носит характер исключительный и страстный, объекты влюбленности и дружбы максимально непохожи на родительские. Подростки часто объединяются в гомосексуальные группы, основная цель которых держаться подальше от возбуждающего присутствия другого пола и не переживать одиночество. Объединенные для совместного переживания гормонального всплеска пубертата они могут вступать в гомосексуальные отношения, но чаще всего это поведение не носит патологический характер и проходит вместе с дальнейшим взрослением. Такое поведение может быть следствием страха впервые идти в неизвестные и пугающие отношение с противоположным полом.

После бури подростковости наступает юность. Гормональный фон стабилизируется, появляются психические силы на развитие, обучение, заканчивается формирование психики.

фото "Freepik"

4 Зрелость и старость.

От того, как прошли предыдущие этапы становления психики будет зависеть как взрослый человек справляется с вызовами жизни, какие отношения он выберет, какие смыслы будут для него основными. На любое травмирующее событие взрослый человек реагирует регрессом на более низкий уровень функционирования психики. Опускаясь на этот уровень, взрослый человек приобретает возможность восстановить свой психический ресурс и затем вернуться в свое привычное психическое состояние. При этом значительные травмирующие события забирают часть психического ресурса без возможности восстановления, поэтому в возрасте старости, пережив уже много потерь, взрослый человек становится все менее психически устойчивым.

Пожилые люди с неустойчивой психикой по уровню психического функционирования могут быть похожи на детей- отсюда русская поговорка «что стар, что млад». Советы берегите нервы, не переживайте, не работают также хорошо как понимание себя, причин своего состояния, принятие своих ограничений. Во времена Зигмунда Фрейда психоаналитики не брали в терапию людей старшего возраста, предполагая, что сформировавшаяся психика не поддается изменениям.

Современная психоаналитическая психотерапия не ставит возрастных ограничений, если есть реальный запрос на изменения. Конечно, специалист может сказать, что долгая глубокая работа не получится, но с некоторыми сложностями можно работать в психодинамическом подходе даже в достаточно взрослом возрасте.

фото "Freepik"