Главные идеи психоанализа

Психосексуальное развитие мужчины

2024-04-16 18:38 Психосексуальное развитие
Психосексуальное развитие мужчины - это процесс формирования половой роли и психосексуальной ориентации. В этом развитии мальчик проходит оральный (от рождения до 2 лет) этап, связанный с приятными ощущениями и актами сосания, жевания или кусания, анальный( 2-3 года )этап , связанный с удовольствием от опорожнения кишечника и сдерживанием кала. Каждый последующий этап развития доминирует на предыдущим.
Психосексуальное развитие сопровождается выбором объекта привязанности и направлением влечения на этот объект. Мальчик с момента рождения не меняет объекта привязанности, этот объект остается женского пола- сначала он привязан к матери, затем к своей женщине. По мнению современных психоаналитиков знание мальчика, что он принадлежит к мужскому полу появляется очень рано, к окончанию первого года жизни.
Это знание опирается, в первую очередь, на абсолютное знание родителей или ухаживающих людей о том, какого он пола и какие черты свойственны его полу. Р. Столлер называет другой важный источник знания о половой принадлежности находящийся внутри индивида в форме врожденной биологической силы, и это знание о себе способно модифицировать влияние окружения или направить поведение окружения в правильное русло.
Третий источник о половой принадлежности -анатомия и физиология гениталий, который позволяет родителям укрепится в абсолютном знании что у них родился мальчик. Эти источники тесно переплетены, и, как правило дополняют друг друга. В своей статье «Ощущение принадлежности к мужскому полу» Р. Столлер приводит истории двух мальчиков, у которых анатомия и физиология гениталий не позволила их однозначно отнести к мужскому полу(мальчики были рождены без пенисов).
По мнению Р. Столлера решающим фактором отнесения к мужскому полу, когда анатомия подвела, стала именно биологическая сила, реализовавшаяся в четкой уверенности двух мальчиков о принадлежности их к именно этому полу. Еще до наступления фаллического этапа ( до возраста 4 лет) родители мальчиков сообщают, что их поведение было решительно маскулинным.
Очевидно, мальчик должен был преувеличивать свою маскулинность, ощущая сомнения родителей к какому полу было бы предпочтительнее его отнести. В случае этих мальчиков важно было то, что родители и врачи увидели и поддержали выраженное движение биологической силы в направлении мужественности. Другим подтверждающим мужскую принадлежность был факт, что мальчики при реальном отсутствии создали пенис в психологическом смысле с таким же символическим, агрессивным и интрузивным значением, как и нормальные мужчины.
Для первого мальчика это были катетер и мочеприемник, для другого- ножи, которыми он владел в совершенстве. Можно сомневаться во влиянии биологической силы на принятие решения родителей растить их как мальчиков при отсутствии пенисов, но родители детей от года до полутора могут подтвердить, что четкое различие половых ролей устанавливается до вступление детей в фаллическую стадию психосексуального развития и решающим фактором и источником знаний о половой принадлежности являются знание родителей о том, какого пола ребенка они растят. Зигмунд Фрейд, в отличие от современных психоаналитиков полагал, что до фаллического этапа развитие мальчика и девочки практически не отличаются.
Но психосексуальное развитие на фаллическом этапе описаны З Фрейдом блестяще: На фаллическом этапе развития мальчик уже знает, что есть мужчины и женщины, но он не связывает это различие с сексуальным аппаратом. Он уверен, что у всех есть пенис, как у него. И, столкнувшись с его отсутствием у девочки, он сначала отрицает эту очевидность, затем начинает думать что отсутствие пениса- результат кастрации, в этот момент он как будто встречается с конкретной реальностью потери пениса-кастрацией. В опыте мальчика есть опыт фантазийных потерь- материнской груди, которую он в младенчестве воспринимал частью себя, потеря ежедневных испражнений, также являющихся ценной частью себя.
Страх кастрации связан с наказанием за либидинальные желания мальчика, которые в случае позитивного Эдипа, направлены на мать. Сначала он считает, что не все женщины кастрированы, а только те, у которых есть такие же как у него, неприличные желания. У мальчика долгое время остается вера в то, что у матери, как и у других значимых женщин, есть пенис. Убедившись, что у женщины нет пениса, мальчик может испытывать отвращение, глубокое презрение к женщине. Мужская гомосексуальность, фетишизм, и другие перверсии основываются на уверенности, что пенис у женщины все же где-то есть.
Страх лишиться пениса заставляет мальчика отказаться от эдипальных желаний, мальчик идентифицируется с отцовской строгостью, направленной прежде всего на запрет инцеста. По завершению формирования Эдипова комплекса в начале 6 года жизни наступает период относительного затишья и мальчик входит в латентный этап: запретные желания направляются на получения знаний о мире, учебу и дружеские контакты.
Затем либидинальные желания активизируются в пубертате, который дает старт генитальному этапу психосексуального развития. Задача для развития мальчика в пубертате- не только выйти из-под власти матери, но и преодолеть страх перед женским полом в целом. Когда его мужественность пробуждается полностью, она побуждает его переступить через порог страха. В этом помогают обряды инициации (трансформации, перерождения).
Назначение этих обрядов- справится с этим страхом, внести в жизнь юноши новые смыслы и придать ему новый статус- мужчины. Важный элемент инициации- ритуальные тексты и поведение, испытания, лишения и, в конце концов кто-то, облаченный властью говорит- теперь тебе можно, ты теперь один из нас. Поиск объекта любви мужчиной часто осуществляется по критериям похожести на первичный объект привязанности- чаще всего на маму.
Это не обязательно внешнее сходство, но что-то сразу не уловимое, безошибочно считываемое нашим бессознательным как нечто уже знакомое, а значит безопасное. Встречая похожее или знакомое для мужчины, у него появляется надежда справится с этим объектом, использую предыдущий опыт. С точки зрения психоаналитической теории партнеры находят друг друга в том числе и для того , чтобы наконец справится детскими травмирующими переживаниями.
Так, если у мальчика была холодная, вечно занятая мама, мужчина может пробовать строить отношения с такой же холодной, заинтересованной в карьере больше, чем в семье, женщиной. Нет, он не хочет снова страдать, вступая в эти отношения ,он хочет прекратить эти страдания- наконец-то получить то отношение женщины, которое он не смог иметь в детстве- полного принятия, удовлетворения потребностей в заботе и поддержке.
Это не значит, что такой выбор будет делаться всегда, но часто первые отношения мужчины- попытка изменить маму.