Понятие нарциссизма в разных школах психоанализа
Термин нарциссизм был использован в психоаналитическом смысле З Фрейдом в 1910 году для характеристики процессов либидо, направленного не на другие сексуальные объекты, а на собственное Я. С тех пор проблема нарциссизма была и продолжает оставаться самой важной и наиболее исследуемой в разных психоаналитических школах- кроме классического психоанализа З. Фрейда он исследован в работах пионеров психоанализа- Ш. Ференци,
Л. Андреас-Саломе, Л. Пфанделя, объект теорий- М. Балинта, селф- психологии- Х. Кохута, С.Пулвера, Дж. Лихтенберга, У. Мейснера, кляйнианцев- Г. Розенберг, Х. Сигал, Д. Белла, Р.Бриттона, Р.Хиншельвуда, психоаналитиков французского направления- А. Грина, Б.Грюнберже, Эго- психологии объектных отношений- О.Ф. Кернберга, гуманистический психоанализ Э.Фромма и др.
В XXI веке эта проблема приобрела еще большую остроту и актуальность, гений З. Фрейда признал нарциссизм как качество и свойство присущее всему человеческому роду, и в наши дни нарциссизм как социальное , так и индивидуальное явление переживает небывалый подъем. При этом, согласно Фрейду, по нарциссизму человечества было нанесено 3 удара:
- «космологический» удар Коперника, доказавшего что Земля не является центром Вселенной и сама вращается вокруг Солнца
- «биологический» удар Дарвина, доказавшего происхождение человека из животных и связь с ним
- «психологический» удар Фрейда доказывающий бесспорный примат бессознательных процессов в индивиде над сознательными

Нарциссизм в классическом психоанализе З. Фрейда
З.Фрейд выделял несколько разновидностей нарциссизма:
- первичный нарциссизм как стадия в раннем младенчестве, на которой объектом либидинозной любви становится собственное Я младенца. На этом этапе ребенок не может распознавать объект, но развитие осуществляется в присутствии объекта. Первичный нарциссизм строится по образцу внутриутробной жизни- недифференцированное состояние, предшествующее разделению на Я и не Я.
- вторичный нарциссизм как стадия- неудача первичного нарциссизма, потеря объекта.
- нарциссические объектные отношения, когда Я любит объект, поскольку объект напоминает собой Я.

Нарциссизм в кляйнианском подходе в психоанализе
По мнению М Кляйн первичные объектные отношения устанавливаются у младенца изначально, поэтому говорить о нарциссических стадиях неправомерно, а существуют лишь особые нарциссические состояния, связанные с обращением либидо на интериоризированные объекты.
Под нарциссическими состояниями М. Кляйн понимает состояния, когда всемогущие фантазии младенца об идентификации проявляются посредством проекций и интроекций. Объекты младенцем интроецируются, с ними происходит идентификация, и отношение к объекту становится отношением к себе.
При проекции младенец проецирует плохие части себя в объект, но от этого они не перестают быть его частями. Так всемогущая идентификация посредством проекций и интроекций устраняет разницу между Я и объектом, между внешней и внутренней реальностью.
По мнению кляйнианцев, этот подход основан на внимании к глубинным слоям личности, а именно к нарциссической части. Те не идет речь о том, что какая- то личность является нарциссичной, а какая- тот нет, а о том, что нарциссический уровень у некоторых проявляется больше, чем у других. Нарциссизм рассматривается не фазой развития, а способом видения себя в мире. М.Кляйн представляла нарциссизм в терминах специфической тревожности, примитивных защит и характеристик объектных отношений параноидно- шизоидной и депрессивных позиций.
Нарциссизм в психологии Самости ( селф-психология Х. Кохута)
Представление об отдельной линии развития нарциссического либидо стало фундаментальной теоретической основой для школы психологии Самости, в которой различные личностные черты рассматриваются как нарциссические структуры, возникающие в результате трансформации нарциссизма.
Х.Кохут рассматривает нарциссизм как катектическое инвестирование либидо в Самость. Теория Х.Кохута постулирует специфичность развития нарциссизма, иного чем при объектной любви- он отвергает идею З. Фрейда о развитии нарциссизма от первичного к зрелой любви в объекту. Концепция Х.Кохута выделяет зрелые формы, трансформации нарциссизма- творческие способности, мудрость, юмор.

Нарциссизм в аналитической психологии К Юнга
Разработанное Карлом Юнгом понятие нарциссизм употребляется в качестве синонима самовлюбленности. Юнг сужал понятие нарциссизм до «мастурбаторной самовлюбленности».
Нарциссизм в гуманистическом психоанализе Э.Фромма
Развивая идеи З Фрейда, Э.Фромм сформулировал свое представление о нарциссизме. Он понимал нарциссизм как компенсатор недоразвитых инстинктов, состояние личности, характеризующееся отсутствие интереса к внешнему миру и концентрация только на себе, своих интересах, витальных и экзистенциальных потребностях, что неизбежно влечет утрату способности к размышлению и функционированию на основе предубеждений.
Он сформулировал понятия индивидуального, группового и общественного нарциссизма и пришел к выводу, что у каждого человека существует нарциссическое ядро, которое в режиме оптимального функционирования служит выживанию, а в режиме максимального функционирования является угрозой для жизни. Э.Фромм выделил две формы патологии нарциссизма:
- Доброкачественную, когда объектом нарциссизма являются результаты собственных усилий.
- Злокачественную, когда объектом нарциссизма является не то, что человек производит, а то, что он имеет- тело, здоровье, богатство.
В качестве примера абсолютного нарциссизма Э.Фромм вслед за Фрейдом приводит психоз- разрыв связи с реальностью и замещением ее собственной личностью. Исследуя групповой и общественный нарциссизм, он при шел к выводу, что наряду с ощущением сплоченности, ощущением удовлетворенности в групповом сотрудничестве, создания полезных социальных функций, обеспечивающих существование социальных групп, эти формы представляют опасность для существования человечества.
Эта опасность связана с другой чертой группового и общественного нарциссизма- агрессивностью и фанатизмом в его злокачественной форме. В качестве частых симптомов патологии общественного нарциссизма Э. Фромм приводит недостаток объективности и способность к разумному мышлению.

Нарциссизм в Психологии объектных отношений О. Кернберга
О.Кернберг предложил классифицировать нарциссизм от нормы до патологии, сформировав основные категории:
- нормальный взрослый нарциссизм характеризуется стабильной самооценкой, способностью индивида к ее регулированию, нормальной структурой самости, связанной с частично или полностью поглощенным представлением об объекте и интегрированным Супер- Эго. Этот вид нарциссизма зависит от удовлетворения инстинктивных потребностей в контексте стабильных объектных отношений и систем ценностей.
- нормальный детский нарциссизм важен потому, что фиксация или регрессия к детским нарциссическим переживаниям является важной характеристикой всех патологий характера взрослого человека. По мнению О. Кернберга нормальный детский нарциссизм состоит из регуляции системы самооценки теми типами удовлетворения, которые соответствуют возрасту, включающую нормальную детскую систему ценностей, требования или запреты.
- -патологический нарциссизм описывается трех типов:
- Регрессия к детской форме регуляции самооценки, отражающей самый мягкий тип нарциссической патологии характера. Она включает в себя именно фиксацию или регрессию к этому уровню нормального детского нарциссизма. Этот тип представлен частыми нарушениями личности и характера, а эго- идеал контролируется детскими ожиданиями, ценностями и запретами.
- Более серьезный патологический нарциссизм, который З. Фрейд описал как иллюстрацию нарциссического выбора объекта. В этом случае самость идентифицируется с объектом, в то время репрезентация детской самости пациента проецируется на объект, создавая любовную связь, в которой функции самости и объекта меняются местами.
- Нарциссическое нарушение личности как синдром современной психиатрии, патологическими чертами которого является патологическая любовь к себе, к объекту и патологическое супер- Эго. Эта психопатология является стандартным показанием к психоаналитическому лечению.

Нарциссизм во французской школе психоанализа
Французская психоаналитическая школа опирается на концепции З.Фрейда, Д. Винникота и М. Кляйн. Выделяют три аспекта нарциссизма- моральный, интеллектуальный и телесный как варианты инвестирования, выбор которого определяется в зависимости от индивидуальной конфликтной конфигурации.
Но также как нарциссические отношения связаны с объектными, так и различные аспекты нарциссизма связаны между собой. Моральный нарциссизм – быть чистым, то есть быть одиноким, отказаться от мира, от удовольствий и неудовольствий. Моральный нарцисс застыл в своей в своей инфантильной мегаломании, терзаемый чувством стыда.
Моральный нарциссизм находится в тесной связи с нарциссизмом интеллектуальным. Интеллектуальный нарциссизм – такая форма самодостаточности, которая заменяет главное в человеке интеллектуальным господством или соблазном. Интеллектуальный нарциссизм проявляется в инвестировании владения интеллектом с чрезмерным доверием к нему, часто опровергаемым фактами. Это всемогущество мысли, подчиняющее второстепенные процессы своей задаче.
Моральный нарциссизм связан с нарциссизмом телесным. Тело как внешность, источник удовольствия, соблазнения и покорения других отвергается. У морального нарцисса ад- это не другие, от них он уже избавился, а тело. Тело- это Другой, который вновь возникает, несмотря на попытку его стереть. Тело -это ограничение, поэтому недомогание- это телесное недомогание, перед которым моральный нарцисс безоружен