Зигмунд Фрейд вводит понятие Эдипова комплекса и многократно рассматривает эту сложную психическую констелляцию в своих работах не меняя, а дополняя и расширяя свои размышления. Впервые понятие эдипов комплекс появилось в переписке Фрейда с Вильгельмом Флиссом, а затем в течение более 30 лет Фрейд развивал и расширял это понятие. Название эдипов комплекс связано с древнегреческим мифом о царе Эдипе, который убил родного отца и женился на собственной матери. Эта ситуацию, которую Эдип проиграл в мифе, живет в бессознательном человечества и представляет собой основной конфликт человеческого рода- конфликт между Я, отцовским и материнским. Эти отношения считаются эдиповыми отношениями. Психоаналитическая теория предполагает, что все трехсторонние отношения в своей сути являются проявлением Эдипова кофликта, который возникает от слабости Я.

"Freepik"
Попытаюсь описать динамику движения мысли Фрейда в направлении Эдипова комплекса в его работах в период с 1905 по 1931 год : «Три очерка по теории сексуальности»( 1905г) редакции 1910, 1915, 1920, 1922, 1924гг , «Тотем и Табу»( 1913 г) «Инфантильная генитальная организация»( 1923г) «Я и оно» (1923г), «Гибель эдипова комплекса» (1924 г) «О некоторых психических последствиях анатомической разницы между полами»( 1925 г) «О женской сексуальности» ( 1931 г).
Предваряя размышления об Эдиповом комплексе следует ввести два понятия: идентификация и врожденная психическая бисексуальность.
Идентификация - необходимый для формирования собственной идентичности процесс формирования личности по модели, которую предоставляет другой.
Врожденная психическая бисексуальность – способность независимо от физических данных человека через сексуальные фантазии, желания и поведение проявлять женские и мужские части внутреннего психического мира.
Идентификация - необходимый для формирования собственной идентичности процесс формирования личности по модели, которую предоставляет другой.
Врожденная психическая бисексуальность – способность независимо от физических данных человека через сексуальные фантазии, желания и поведение проявлять женские и мужские части внутреннего психического мира.

"Freepik"
В работе «Тотем и табу» З. Фрейд рассматривает биологическую составляющую Эдипова комплекса, утверждая, что существовала реальная история убийства и буквального поедания в древних племенах прародителя рода человеческого- сильного и властного вождя его сыновьями, а в истории человеческого рода Эдипов комплекс находит свое отражение как в филогенезе , так и в онтогенезе человечества. Например, проявления оральности- буквально поглотить, забрать силу и власть, мы наблюдаем в филогенезе младенцев, которые поглощают это мир через рот. Родителю надо быть очень внимательным, чтобы младенец, даже будучи сытым, не проглотил что- то в своих захватнических целях. Онтогенез младенца проявляется в индивидуальной истории, на которую в разной степени влияют окружение, жизненные обстоятельства, насколько потребности младенца удовлетворялись( не удовлетворялись) какими ожиданиями нагружено появление младенца. Эдипов комплекс проявляет себя у всех детей- в том числе и сирот, или только с одним родителем, детей, проживающих в социальных учреждениях, но эти проявления всегда индивидуальны и формируются под влиянием внешних обстоятельств.

"Freepik"
Работа З. Фрейда «Тотем и табу» рассматривает биологический аспект эдипова комплекса , основным пунктом которого является отношение к отцу и утверждает, что в «эдиповом комплексе «совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства».
В работе «Три очерка о теории сексуальности» З. Фрейд описывает фаллический половой монизм. Примерно до 4 лет у девочек и мальчиков- дети обоих полов устроены одинаково: они имеют половой орган, и это мужской половой орган- пенис у мальчика и аналог маленького пениса- клитор у девочки, вагина же появится лишь на генитальной стадии: «Основной характер «инфантильной генитальной организации» составляет одновременно ее отличие от окончательной генитальной организации взрослых. Он заключается в том, что что для обоих полов играют роль только одни гениталии, мужские. Существует не примат гениталий, а примат фаллоса». Далее в возрасте старше 4 лет, когда ребенок -мальчик замечает, что девочка устроена иначе, пениса у нее нет, он решает, что бывают на свете отдельные люди без пениса и появляется страх, что с ним может случится то же самое. З.Фрейд называет это страхом кастрации. Страх кастрации вместе с ассоциированными мыслями и фантазиями по поводу кастрации формирует комплекс кастрации. Ребенок- девочка обнаруживает, что у нее пениса нет и, значит, ее кастрировали. «Они[девочки] не приемлют этот недостаток, считают, что все- таки видят орган, маскируют противоречие между наблюдением и своей предвзятостью соображением, что орган еще мал и вырастет, и постепенно приходят к заключению важному в аффективном отношении, что он по крайней мере имелся а затем его отняли». Девочке хочется иметь такой же орган, как у мальчика, который есть у матери, но девочке мать его не дала. Так, по мнению Фрейда, у девочки появляется зависть к пенису. Комплекс кастрации наполнен у мальчика и девочки разными фантазиями, но присущ обоим полам.

"Freepik"
В «Трех очерках о теории сексуальности» Фрейд постулирует примат фаллоса, существование кастрации для обоих полов и зависть к пенису у девочки.
В развитии теории сексуальности З. Фрейд пишет статью «Инфантильная генитальная организация», где представление и мальчиков, и девочек состоит в том, что не у всех женщин нет пениса, а наиболее значимые, обладающие авторитетом женщины его все же имеют. «Но все же не следует полагать, что ребенок так скоро и легко обобщает свое наблюдение, что у некоторых женщин не имеется пениса, этому препятствует предположение, что отсутствие пениса является следствием кастрации в наказание за что-то. Напротив, ребенок думает, что только недостойные женщины, которые виновны в таких же непозволительных душевных движения, как и он сам, лишились своих гениталий. А уважаемые женщины, как мать, еще долго сохраняют пенис.» Когда же оказывается, что это не так, ребенок обоих полов переживает презрение, глубокое отвращение ,разочарование к женскому полу в общем, и к материнскому объекту в частности.
В развитии теории сексуальности З. Фрейд пишет статью «Инфантильная генитальная организация», где представление и мальчиков, и девочек состоит в том, что не у всех женщин нет пениса, а наиболее значимые, обладающие авторитетом женщины его все же имеют. «Но все же не следует полагать, что ребенок так скоро и легко обобщает свое наблюдение, что у некоторых женщин не имеется пениса, этому препятствует предположение, что отсутствие пениса является следствием кастрации в наказание за что-то. Напротив, ребенок думает, что только недостойные женщины, которые виновны в таких же непозволительных душевных движения, как и он сам, лишились своих гениталий. А уважаемые женщины, как мать, еще долго сохраняют пенис.» Когда же оказывается, что это не так, ребенок обоих полов переживает презрение, глубокое отвращение ,разочарование к женскому полу в общем, и к материнскому объекту в частности.
В статье «Инфантильная генитальная организация» З.Фрейд утверждает, что генитальная организация ребенка не отличается от генитальной организации взрослого в части того, что касается отношений с объектами. Мужественность связывается «с субъектом, активностью, пенисом», женственность- с объектом и пассивностью», мужское и женское означает «фаллическое» и «кастрированное».
В работе «Я и оно» Фрейд высказывает предположение, а затем и утверждает понятие полного эдипова комплекса : « Я полагаю, что мы не ошибемся, если допустим существование полного эдипова комплекса вообще у всех людей, а у невротиков в особенности. Аналитический опыт обнаруживает затем, что в некоторых случаях та или иная составная часть этого комплекса исчезает, не оставляя заметных следов; в результате получается ряд, на одном конце которого находится позитивный, на другом конце негативный эдипов комплекс, средние же звенья отображают полную форму комплекса с неодинаковым участием обоих компонентов». Врожденная психическая бисексуальность человека является фундаментом, на котором формируется полный эдипов комплекс. Позитивный эдипов комплекс мальчика выражает мужское желание овладеть матерью, проникнуть в нее. Позитивный комплекс девочки определяется пассивными женскими желаниями, прежде всего иметь ребенка от отца. В негативной форме эдипова комплекса мальчик проявляет себя в нежном женственном поведении по отношению к отцу , и ревниво- враждебном по отношении к матери. В негативной форме эдипова комплекса девочка старше 4-5 лет сохраняет привязанность по отношению к матери, а некоторые женщины навсегда остаются в привязанности к матери и никогда не меняют объект привязанности. Отец предстает соперником для девочки.

"Freepik"
В работе «Я и оно» З.Фрейд вводит понятие полного эдипова комплекса , включающее понятие позитивную и негативную форму и базирующееся на врожденной бисексуальности человека.
В работе «Гибель эдипова комплекса» Фрейд ставит целью разработать мотивы и порядок разрешения( гибели) эдипова комплекса у обоих полов. После обнаружения мальчиком наличия у себя пениса и отсутствия такового у девочки его жизнь уже никогда не будет прежней- у него появляется страх лишиться пениса. Этот страх базируется на том, что он уже переживал лишения- лишение груди( грудь матери в младенчестве воспринималась как часть собственного тела), а также собственных выделений кишечника. Причина лишения пениса- угроза со стороны матери за мастурбационную активность. Мастурбации связаны с эдипальными желаниями, с ними же связана угроза кастрации. Мальчик видит конфликт между своими либидинальными желаниями, которые в случае позитивного эдипа направлены на мать и нарциссическим интересом, направленным на свой пенис. Как правило, нарциссический интерес оказывается сильнее, и мальчик достаточно быстро отказывается от своих желаний к матери. У девочки комплекс кастрации при виде пениса мальчика не заставляет ее отбросить свои эдипальные желания, а поворачивает ее к отцу, чтобы получить ребенка от отца в качестве заменителя пениса, и это главный движущий мотив женского эдипова комплекса. Девочка постепенно отворачивается от отца, поскольку понимает, что получить ребенка от него она не сможет. Страха кастрации у девочки нет, поскольку она уже «кастрирована», много чего потеряла( то же что и мальчик, и плюс к этому еще и пенис), а взамен этих потерь появляется способность терпеть и выносить больше, чем мальчик.
С комплексом кастрации Фрейд связывает формирование сверх Я. У мальчика комплекс кастрации завершается интроекцией родительского авторитета в форме сверх Я, проявляющийся в форме отцовской строгости и запрещающий, в первую очередь, инцест. «Интроецированный в Я отцовский или родительский авторитет образует там ядро сверх Я, которое заимствует строгость отца, подтверждает исходящий от него запрет инцеста и таким образом обеспечивает Я от возврата либидинозной объектной привязанности. Связанные с эдиповым комплексом либидинозные стремления частью десексуализируются и сублимируются, что, вероятно имеет место при каждом превращении в идентификацию, частью же они становятся заторможенными в смысле достижения цели и превращаются в нежные побуждения». Этот процесс, спасающий пенис, позволяет мальчику войти в латентный период, направляя свои желания на получение новых знаний, дружбу с ровесниками и общего интереса к миру. Фрейд признает комплекс кастрации у девочек, но считает его сложным для формирования по внутренним причинам, как это происходит у мальчика. Комплекс кастрации у девочки, по мнению З Фрейда- результат внешних запретов- воспитания, наказания, страха, что ее не будут любить. Поэтому комплекс кастрации у девочки менее выражен.

"Freepik"
В работе «Гибель эдипова комплекса Фрейд пишет, что комплекс кастрации способствует затуханию эдипова комплекса у мальчика, а у девочки становится двигателем эдипальных желаний. Сверх -Я как наследник эдипова комплекса формируется у мальчика по внутренним причинам, в то время как у девочки- по внешним.
В развитие темы эдипова комплекса З. Фрейд описывает в работе «О некоторых психических последствиях анатомического развития между полами» его психические последствия. Он предполагает, что первичная привязанность к матери свойственна и девочкам и мальчикам. Но людям свойственна и психическая бисексуальность, которая толкает мальчика в доэдипальных переживаниях пройти стадию нежной идентификации с отцом, которая лишена соперничества, не меняя объекта привязанности к матери. Что же заставляет девочку менять объект привязанности? В предыдущих работах Фрейд объясняет эту смену желанием иметь пенис. «Девочка видела его, знает, что она лишена его и мечтает его заполучить». Девочка может по- разному реагировать на собственную кастрацию: отрицать отсутствие пениса, ждать, что пенис у нее вырастет или убедить себя, что он у нее есть. Сначала девочка думает, что наказана конкретно она, затем она убеждается, что у всех женщин нет пениса и тогда она просто хочет стать мужчиной. «Психические последствия зависти к пенису, поскольку она[зависть] не растворяется в реактивном образовании комплекса мужественности, разнообразны и. многозначительны. С признанием своей нарциссической раны у женщин возникает- словно рубец- чувство малоценности. После того, как она преодолевает первую попытку объяснить отсутствие у нее пениса понесенным ею лично наказанием и узнает об общераспространенности этого характерного полового признака, она начинает разделять пренебрежение мужчины к полу, имеющим дефект в столь важной части организма и продолжает, по крайней мере в этой оценке приравнивать себя к мужчине. Даже если в том случае, если она не испытывает зависти к пенису в отношении себя самой, зависть эта не исчезает: с помощью небольшого перенесения она получает свое выражение в характерной черте ревности». Вынужденно согласившись с отсутствием пениса, разочаровавшись в матери, которая его не дала, девочка поворачивается к отцу и меняет объект привязанности на отцовский. Девочка хочет получить вместо пениса ребенка от отца, мать в этой ситуации превращается в соперницу.
В работе «О некоторых психических последствиях анатомического развития между полами» З. Фрейд утверждает, что у мальчика эдипов комплекс- первичное образование, мальчик желает свою мать. У девочки- вторичное. Девочка сначала желает свою мать, потом заполучить себе пенис, потом ребенка от отца как замещенное желание иметь пенис. Эти переживания мальчиков и девочек составляют суть позитивного эдипова комплекса.
Продолжение изучения женской сексуальности, способов ее реализации у женщин побуждает З Фрейда к написанию статьи «О женской сексуальности», в ней рассматривается влияние основном доэдипальной стадии развития девочки на ее последующую сексуальность. Девочка должна проделать в своем развитии два сложных процесса- смена объекта( переход от матери к отцу) и смена органа ( от клитора к вагине). Мальчик в доэдипальной стадии не меняет ни объекта привязанности( им остается мать), ни орган. Между женским и мужским эдипом нет параллели. «Только у ребенка мужского пола происходит фатальное сопряжение любви к родителю противоположного пола и ненависти к родителю того же пола , сопернику». У мальчика при виде женских половых органов развивается комплекс кастрации, который ведет к разрушению эдипова комплекса, дезинвестированию матери, созданию Сверх Я и « интеграция индивида в цивилизованное общество».У девочки до того, как появится привязанность к отцу, существовала очень сильная привязанность к матери. При этом, используя свой клинический материал З. Фрейд утверждает, что « там где существовала особенная привязанность к отцу до этого по данным анализа до этого имелась фаза исключительной привязанности к матери- такой же интенсивной и страстной». Еще один важный факт постулируется З.Фрейдом и состоит он в том, продолжительность привязанности к матери продолжается до возраста 4-5 лет, и эта привязанность таким образом принимала гораздо большее участие в сексуальном развитии девочки. « Нужно в полной мере учитывать возможность того, что некоторые женщины задерживаются на первичной привязанности к матери и так и никогда не совершают в полной мере настоящего поворота к мужчине»- пишет Фрейд и утверждает, что недооценивал важность этой привязанности в ранних своих работах. Что побуждает девочку сменить объект привязанности? До 4-5 лет девочка привязана к матери, после этого возраста она отворачивается от нее по нескольким причинам:

"Freepik"
-она ревнует к отцу или другому ребенку;
- у этих отношений не может быть реальной цели, они не могут принести удовлетворения;
-мать запрещает ей мастурбировать;
-девочка узнает что у матери нет пениса и презирает ее за это, вместе с матерью и всю женственность;
-она упрекает мать, что не дала ей пениса, так формируется зависть к пенису.
Одним из последствий комплекса кастрации в отношении женщин становится их обесценивание, ведь они- кастрированы. Девочка, по мнению Фрейда, признает кастрацию, превосходство мужчин, но не соглашается с этим положением вещей, выбирая для себя отказаться от сексуальности, отвоевать себе пенис или принять свою женственность.
- у этих отношений не может быть реальной цели, они не могут принести удовлетворения;
-мать запрещает ей мастурбировать;
-девочка узнает что у матери нет пениса и презирает ее за это, вместе с матерью и всю женственность;
-она упрекает мать, что не дала ей пениса, так формируется зависть к пенису.
Одним из последствий комплекса кастрации в отношении женщин становится их обесценивание, ведь они- кастрированы. Девочка, по мнению Фрейда, признает кастрацию, превосходство мужчин, но не соглашается с этим положением вещей, выбирая для себя отказаться от сексуальности, отвоевать себе пенис или принять свою женственность.

"Freepik"
Из этого утверждения могут быть три направления развития:
- отказ от сексуальности вообще. Девочка становится недовольной своей женственностью, переполнена обидами на мать и презрением к ней, отказывается от фаллической деятельности и мужественности в других областях своей жизни. Реальный объект привязанности- мать.
- девочка может «не отрицать факт кастрации целиком», но ищет способы компенсировать свою телесную неполноценность за пределами сексуальности, например в профессиональной деятельности, где она соперничает с мужчинами. Она может обратится в сторону мужчины, но останется фригидной, поскольку реальным объектом для нее остается мать. Этот «комплекс мужественности» может проявится и в гомосексуальном выборе объекта.
- принять свою женственность, поменять объект привязанности с матери на отца. На смену либидинальной связи с матерью приходит идентификация с матерью, которая заставит ее увидеть в отце, бывшем сопернике, любовный объект, а целью станет замена желания пениса ребенком от отца. Девочка принимает свою женственность.
- отказ от сексуальности вообще. Девочка становится недовольной своей женственностью, переполнена обидами на мать и презрением к ней, отказывается от фаллической деятельности и мужественности в других областях своей жизни. Реальный объект привязанности- мать.
- девочка может «не отрицать факт кастрации целиком», но ищет способы компенсировать свою телесную неполноценность за пределами сексуальности, например в профессиональной деятельности, где она соперничает с мужчинами. Она может обратится в сторону мужчины, но останется фригидной, поскольку реальным объектом для нее остается мать. Этот «комплекс мужественности» может проявится и в гомосексуальном выборе объекта.
- принять свою женственность, поменять объект привязанности с матери на отца. На смену либидинальной связи с матерью приходит идентификация с матерью, которая заставит ее увидеть в отце, бывшем сопернике, любовный объект, а целью станет замена желания пениса ребенком от отца. Девочка принимает свою женственность.
«Эдипов комплекс у женщин является конечным результатом более длительного развития, не разрушается под влиянием комплекса кастрации, а им создается».
В работе «О женской сексуальности» З. Фрейд утверждает, что женский эдипов комплекс не аналогичен мужскому, а доэдипальная привязанность к матери имеет преобладающую роль в развитии девочки.
В работе «О женской сексуальности» З. Фрейд утверждает, что женский эдипов комплекс не аналогичен мужскому, а доэдипальная привязанность к матери имеет преобладающую роль в развитии девочки.