Что такое психоаналитический кадр( сеттинг)
Психоаналитический кадр- основная составляющая психоанализа, и, если пациент и психотерапевт (психоаналитик)- двое в психоаналитическом процессе, то кадр- символический третий. Только внутри кадра может происходить психоаналитический процесс, кадр его создает и наполняет его смыслами. Кадр- это и структура, и организующий процесс, и символ. Можно ли обойтись без кадра в психоаналитическом процессе? Состоится ли психотерапия или психоанализ у конкретного пациента? Будет ли он удачным? Множество вопросов – это про тревогу и ожидания в начале психоаналитического пути. Кадр призван снизить тревогу в парных отношениях терапевта(психоаналитика) и пациента( анализанта), кадр- на стороне честности и объективности и против тревог, проекций и конфликтов.
Психоаналитический кадр- основная составляющая психоанализа, и, если пациент и психотерапевт (психоаналитик)- двое в психоаналитическом процессе, то кадр- символический третий. Только внутри кадра может происходить психоаналитический процесс, кадр его создает и наполняет его смыслами. Кадр- это и структура, и организующий процесс, и символ. Можно ли обойтись без кадра в психоаналитическом процессе? Состоится ли психотерапия или психоанализ у конкретного пациента? Будет ли он удачным? Множество вопросов – это про тревогу и ожидания в начале психоаналитического пути. Кадр призван снизить тревогу в парных отношениях терапевта(психоаналитика) и пациента( анализанта), кадр- на стороне честности и объективности и против тревог, проекций и конфликтов.

Фото "Freepik"
Структурирующее и организующее значение психоаналитического кадра
Структурирующее и организующее значение кадра включает в себя:
-Пространство
Место, где будет происходить терапия или анализ, место встречи двух психик. Обычно это кабинет, но может быть и онлайн пространство. За создание безопасного, конфиденциального и комфортного пространства в кабинете отвечает психотерапевт( психоаналитик). Локация кабинета не должна быть решающим фактором при выборе специалиста. Сеанс начинается по пути в кабинет, еще до того, как пациент открывает дверь кабинета и продолжается после того, как он выходит из кабинета. Обычно путь в кабинет и обратно – этап размышлений, продолжение процесса, особенно если уровень функционирования пациента ближе к невротическому.
После пандемии появился новый уровень дистанции в психотерапии( психоанализе) – онлайн сессии. За безопасность такого пространства ответственность делится между участниками процесса, она не может быть взята полностью психоаналитиком (психотерапевтом). Пациент должен обеспечить себе конфиденциальность в пространстве своего помещения. Сессии онлайн не проводятся, когда пациент находится на улице, в кафе, в передвигающемся автомобиле, в кадре не должно быть других людей или детей.
-Время начала и окончания сессии
Сессия в британском психоанализе и в психоаналитической психотерапии длится 50 минут, во французском подходе- 45 минут. Первые несколько сессий обычно носят характер установочных сессий, цель которых- определить периодичность встреч на весь последующий период и, как правило эта периодичность на всем периоде психоанализа( психотерапии) не меняется. Этих сессий обычно хватает, чтобы понять психотерапевту( психоаналитику) сможет ли он помочь обратившемуся пациенту. Одновременно эти несколько сессий помогают пациенту понять подходит ли ему специалист, готов ли он приходить в этот кабинет на протяжении длительного времени.
-Периодичность
Для психоанализа частота встреч может быть 3-5 раз в неделю на кушетке, психотерапия обычно- 1-3 раза в неделю лицом к лицу. Частая периодичность создает почти непрерывный процесс, но в современном мире редко реализуема. Существует понятие шатлового анализа, когда пациент приезжает к аналитику в другой город( другую страну) и проводит сессии в интенсивном графике в кабинете.
- Стоимость сессии
важная часть реальности, вокруг которой происходит много чего происходит и которая отчасти компенсирует неравенство сторон психоаналитического процесса. Низкая цена сессии может быть источником раздражения психотерапевта на пациента и неуважительного отношения к нему пациента. Важно, чтобы цена сессии была для пациента существенной, и эту цену он платил из своих денег. Этот факт имеет отношение ко взрослым пациентам. Необходимость самому платить за свою психотерапию(психоанализ) способствует формированию активности пациента на пути познания себя и делает процесс более динамичным.
-Постоянство сессий
состоит в том, что процесс происходит постоянно с перерывом только на официально установленные государственные праздники, отпуск психотерапевта( психоаналитика). Бывают еще отдельные договоренности по определенным датам, но их минимальное количество и они обсуждаются. Постоянство и стабильность сессий создается для пациента, особенно важно этот фактор для доэдипальных пациентов.
-обязательства и ответственность
эти факторы позволяют делать процесс понятным, снижают тревогу и формируют стабильность процесса. Например, договоренность оплачивать пропуски сессий позволяет пациенту не испытывать чувство вины за то, что психотерапевт напрасно ждал его на сессию.
Это основные характеристики кадра. Существуют и другие характеристики кадра, но их обсуждение происходит уже непосредственно в процессе психотерапии( психоанализа). Например, невозможность подарков или нецензурная речь, отпуска, форс мажоры и тд.
Структурирующее и организующее значение кадра включает в себя:
-Пространство
Место, где будет происходить терапия или анализ, место встречи двух психик. Обычно это кабинет, но может быть и онлайн пространство. За создание безопасного, конфиденциального и комфортного пространства в кабинете отвечает психотерапевт( психоаналитик). Локация кабинета не должна быть решающим фактором при выборе специалиста. Сеанс начинается по пути в кабинет, еще до того, как пациент открывает дверь кабинета и продолжается после того, как он выходит из кабинета. Обычно путь в кабинет и обратно – этап размышлений, продолжение процесса, особенно если уровень функционирования пациента ближе к невротическому.
После пандемии появился новый уровень дистанции в психотерапии( психоанализе) – онлайн сессии. За безопасность такого пространства ответственность делится между участниками процесса, она не может быть взята полностью психоаналитиком (психотерапевтом). Пациент должен обеспечить себе конфиденциальность в пространстве своего помещения. Сессии онлайн не проводятся, когда пациент находится на улице, в кафе, в передвигающемся автомобиле, в кадре не должно быть других людей или детей.
-Время начала и окончания сессии
Сессия в британском психоанализе и в психоаналитической психотерапии длится 50 минут, во французском подходе- 45 минут. Первые несколько сессий обычно носят характер установочных сессий, цель которых- определить периодичность встреч на весь последующий период и, как правило эта периодичность на всем периоде психоанализа( психотерапии) не меняется. Этих сессий обычно хватает, чтобы понять психотерапевту( психоаналитику) сможет ли он помочь обратившемуся пациенту. Одновременно эти несколько сессий помогают пациенту понять подходит ли ему специалист, готов ли он приходить в этот кабинет на протяжении длительного времени.
-Периодичность
Для психоанализа частота встреч может быть 3-5 раз в неделю на кушетке, психотерапия обычно- 1-3 раза в неделю лицом к лицу. Частая периодичность создает почти непрерывный процесс, но в современном мире редко реализуема. Существует понятие шатлового анализа, когда пациент приезжает к аналитику в другой город( другую страну) и проводит сессии в интенсивном графике в кабинете.
- Стоимость сессии
важная часть реальности, вокруг которой происходит много чего происходит и которая отчасти компенсирует неравенство сторон психоаналитического процесса. Низкая цена сессии может быть источником раздражения психотерапевта на пациента и неуважительного отношения к нему пациента. Важно, чтобы цена сессии была для пациента существенной, и эту цену он платил из своих денег. Этот факт имеет отношение ко взрослым пациентам. Необходимость самому платить за свою психотерапию(психоанализ) способствует формированию активности пациента на пути познания себя и делает процесс более динамичным.
-Постоянство сессий
состоит в том, что процесс происходит постоянно с перерывом только на официально установленные государственные праздники, отпуск психотерапевта( психоаналитика). Бывают еще отдельные договоренности по определенным датам, но их минимальное количество и они обсуждаются. Постоянство и стабильность сессий создается для пациента, особенно важно этот фактор для доэдипальных пациентов.
-обязательства и ответственность
эти факторы позволяют делать процесс понятным, снижают тревогу и формируют стабильность процесса. Например, договоренность оплачивать пропуски сессий позволяет пациенту не испытывать чувство вины за то, что психотерапевт напрасно ждал его на сессию.
Это основные характеристики кадра. Существуют и другие характеристики кадра, но их обсуждение происходит уже непосредственно в процессе психотерапии( психоанализа). Например, невозможность подарков или нецензурная речь, отпуска, форс мажоры и тд.

Фото "Freepik"
Символическое значение кадра:
Символическое значение кадра создаёт и поддерживает аналитик( психотерапевт) который несет в себе собственный профессиональный кадр. Внутренний кадр пациента( анализанта) во многом зависит от уровня его функционирования. Когда говорят, что кадр в психоанализе выступает как третий, имеют ввиду что кадр- это то, на что пациент может себе позволить нападать, жаловаться на него, а через его соблюдение( несоблюдение) пациент говорит нам о своих отношениях с первичными объектами, об ожиданиях нашей реакции на его отношения с кадром. Кадр как третий несет в себе отцовскую функцию в форме правил, порядка, ограничений и интерпретаций и материнскую функцию в форме постоянства места и времени, принимающей нейтральности и контейнирующего слушания психотерапевта(психоаналитика).
Внутренний кадр психотерапевта( психоаналитика)
Собственные отношения с внутренним кадром терапевта влияют на его профессиональный кадр. Профессиональный кадр в психотерапии( психоанализе) должен быть эдипальным. Если терапевт хочет быть все принимающим и понимающим, другими словами всемогущим материнским объектом, то тогда он берет на себя ответственность за пробки на дороге, проблемы с транспортом, связью и тд. Такое всемогущество позволяет не появится в пространстве кадра отцовской функции, закона, который разделяет ребенка с матерью и позволяет продвигаться по пути развития психики и формирования символического мышления. Беспомощность и невозможность противостоять атакам пациента на кадр, жалость к пациенту- проявление психотерапевтом( психоаналитиком)невозможности присвоить собственную агрессию и помочь пациенту присвоить свою, оставляя его в инфантильности.
Психоаналитический кадр как вместилище разнообразных происходящих внутри него процессов, может нести иную функцию, чем ту, для которой он был сформирован. Он может быть нарциссическим- жестким, преследующим, пугающим, позволяющим психотерапевту обслуживать свою нарциссическую часть или садо- мазохистическим, когда в пространстве кадра психотерапевт ( психоаналитик) и пациент разыгрывают свои садистические и мазохистические роли.
Внутренний кадр пациента
Все люди имеют в своей голове понятие кадра- это может быть правила поведения в общественных местах, распорядок дня, правила поведения на воде и тд . В психотерапии (психоанализе)пациенты по- разному обходятся с психоаналитическим кадром. Доэдипальные пациенты могут просто не воспринимать кадр как что- то, что имеет отношение к нему, те они могут его просто игнорировать. Или нападать на кадр, воспринимать его как нечто враждебное, направленное на создание лишений или ограничений для него лично, заставляющее его страдать. Задача- такого пациента- заставить психотерапевта (психоналитика) изменить кадр, обмануть, перехитрить его. Все эти «лишения» переживаются в состоянии зависимости от психотерапевта, это переживание может ощущаться какневыносимое. Пациент может оставить психотерапевта, в страхе что оставят его. Эдипальные пациенты воспринимают психоаналитический кадр как что- то внешнее по отношению к психотерапии, подчиняются требованиям кадра как к специфике метода и разыгрывают эдипальный конфликт с целью добиться особых условий для себя.
Символическое значение кадра создаёт и поддерживает аналитик( психотерапевт) который несет в себе собственный профессиональный кадр. Внутренний кадр пациента( анализанта) во многом зависит от уровня его функционирования. Когда говорят, что кадр в психоанализе выступает как третий, имеют ввиду что кадр- это то, на что пациент может себе позволить нападать, жаловаться на него, а через его соблюдение( несоблюдение) пациент говорит нам о своих отношениях с первичными объектами, об ожиданиях нашей реакции на его отношения с кадром. Кадр как третий несет в себе отцовскую функцию в форме правил, порядка, ограничений и интерпретаций и материнскую функцию в форме постоянства места и времени, принимающей нейтральности и контейнирующего слушания психотерапевта(психоаналитика).
Внутренний кадр психотерапевта( психоаналитика)
Собственные отношения с внутренним кадром терапевта влияют на его профессиональный кадр. Профессиональный кадр в психотерапии( психоанализе) должен быть эдипальным. Если терапевт хочет быть все принимающим и понимающим, другими словами всемогущим материнским объектом, то тогда он берет на себя ответственность за пробки на дороге, проблемы с транспортом, связью и тд. Такое всемогущество позволяет не появится в пространстве кадра отцовской функции, закона, который разделяет ребенка с матерью и позволяет продвигаться по пути развития психики и формирования символического мышления. Беспомощность и невозможность противостоять атакам пациента на кадр, жалость к пациенту- проявление психотерапевтом( психоаналитиком)невозможности присвоить собственную агрессию и помочь пациенту присвоить свою, оставляя его в инфантильности.
Психоаналитический кадр как вместилище разнообразных происходящих внутри него процессов, может нести иную функцию, чем ту, для которой он был сформирован. Он может быть нарциссическим- жестким, преследующим, пугающим, позволяющим психотерапевту обслуживать свою нарциссическую часть или садо- мазохистическим, когда в пространстве кадра психотерапевт ( психоаналитик) и пациент разыгрывают свои садистические и мазохистические роли.
Внутренний кадр пациента
Все люди имеют в своей голове понятие кадра- это может быть правила поведения в общественных местах, распорядок дня, правила поведения на воде и тд . В психотерапии (психоанализе)пациенты по- разному обходятся с психоаналитическим кадром. Доэдипальные пациенты могут просто не воспринимать кадр как что- то, что имеет отношение к нему, те они могут его просто игнорировать. Или нападать на кадр, воспринимать его как нечто враждебное, направленное на создание лишений или ограничений для него лично, заставляющее его страдать. Задача- такого пациента- заставить психотерапевта (психоналитика) изменить кадр, обмануть, перехитрить его. Все эти «лишения» переживаются в состоянии зависимости от психотерапевта, это переживание может ощущаться какневыносимое. Пациент может оставить психотерапевта, в страхе что оставят его. Эдипальные пациенты воспринимают психоаналитический кадр как что- то внешнее по отношению к психотерапии, подчиняются требованиям кадра как к специфике метода и разыгрывают эдипальный конфликт с целью добиться особых условий для себя.

Фото "Freepik"
Что происходит в психоаналитическом кадре ( сеттинге)
Задача психоаналитика, психотерапевта- войти в кадр, оставив за дверями кабинета свои конфликты, переживания, разочарования, для этого и предназначена личная терапия психоаналитического психотерапевта( психоаналитика). Чем лучше пройдена личная психотерапия( психоанализ), тем меньше собственных переживаний специалиста будут включены в пространство кадра. В кадре встречаются две психики, два бессознательного, чтобы достигнуть трансформирующих изменений в психике пациента.
Классический психоанализ Зигмунда Фрейда основывается на ассоциациях, направляемых пациентом для сопротивления собственным бессознательным желаниям, которые вытесняются как запретные. Психотерапевт(психоаналитик ) может получить доступ к вытесненному материалу пациента благодаря свободно плавающему вниманию. Для этого пациент должен иметь способность ассоциировать и сновидеть. Но когда травмирующие переживания носят довербальный характер и не получили символической репрезентации, требуется использовать другое состояние аналитика, которое устанавливается именно в условиях кадра. Это состояние описывает Сезар Ботелла в своей работе «О припоминании: понятие памяти без воспоминаний» как состояние Я сеанса- это такое Я , которое не является ни Я дневным и ни Я ночным, а используют оба способа функционирования. Ночное я - то Я, у которого нет доступа к моторике и действиям, а дневное Я - наоборот, когда психотерапевт( аналитик) может действовать, разговаривать и по- другому переживать психические процессы. Во время сеанса он, пребывая между дневным и ночным состояниями, не дает этим состояниям встретиться друг с другом, функционируя и переживая это особое состояние только в кадре. Сезар и Сара Ботелла вводят термин регредиентность мышления - особое мышление, подчеркивая то, что регредиентность-это не процесс регрессии, а состояние, предполагающее свободное движение психики аналитика к другим психикам, которые есть в его арсенале, позволяющие переходить на очень ранние, архаические способы взаимодействия с окружающим миром. Регредиентность позволяет психике аналитика стать тем психическим полем, в которым грезы аналитика связаны не с его материалом, а с материалом его пациента. Результатом регредиентности мы получаем то, что у Мишеля де М’Юзана описано как химера, или у Уилфреда Биона как состояние ревери- психическое функционирование, обладающее творческим потенциалом и способствующее трансформации пациента.
Таким образом смыслом установления психоаналитического кадра( сеттинга) будет повышениепсихической способности пациента пережить травмирующий опыт в присутствии психотерапевта и за счет психической работы последнего, а совместное функционирование в кадре позволит сформировать у пациента новые связи и найти новые смыслы.
Задача психоаналитика, психотерапевта- войти в кадр, оставив за дверями кабинета свои конфликты, переживания, разочарования, для этого и предназначена личная терапия психоаналитического психотерапевта( психоаналитика). Чем лучше пройдена личная психотерапия( психоанализ), тем меньше собственных переживаний специалиста будут включены в пространство кадра. В кадре встречаются две психики, два бессознательного, чтобы достигнуть трансформирующих изменений в психике пациента.
Классический психоанализ Зигмунда Фрейда основывается на ассоциациях, направляемых пациентом для сопротивления собственным бессознательным желаниям, которые вытесняются как запретные. Психотерапевт(психоаналитик ) может получить доступ к вытесненному материалу пациента благодаря свободно плавающему вниманию. Для этого пациент должен иметь способность ассоциировать и сновидеть. Но когда травмирующие переживания носят довербальный характер и не получили символической репрезентации, требуется использовать другое состояние аналитика, которое устанавливается именно в условиях кадра. Это состояние описывает Сезар Ботелла в своей работе «О припоминании: понятие памяти без воспоминаний» как состояние Я сеанса- это такое Я , которое не является ни Я дневным и ни Я ночным, а используют оба способа функционирования. Ночное я - то Я, у которого нет доступа к моторике и действиям, а дневное Я - наоборот, когда психотерапевт( аналитик) может действовать, разговаривать и по- другому переживать психические процессы. Во время сеанса он, пребывая между дневным и ночным состояниями, не дает этим состояниям встретиться друг с другом, функционируя и переживая это особое состояние только в кадре. Сезар и Сара Ботелла вводят термин регредиентность мышления - особое мышление, подчеркивая то, что регредиентность-это не процесс регрессии, а состояние, предполагающее свободное движение психики аналитика к другим психикам, которые есть в его арсенале, позволяющие переходить на очень ранние, архаические способы взаимодействия с окружающим миром. Регредиентность позволяет психике аналитика стать тем психическим полем, в которым грезы аналитика связаны не с его материалом, а с материалом его пациента. Результатом регредиентности мы получаем то, что у Мишеля де М’Юзана описано как химера, или у Уилфреда Биона как состояние ревери- психическое функционирование, обладающее творческим потенциалом и способствующее трансформации пациента.
Таким образом смыслом установления психоаналитического кадра( сеттинга) будет повышениепсихической способности пациента пережить травмирующий опыт в присутствии психотерапевта и за счет психической работы последнего, а совместное функционирование в кадре позволит сформировать у пациента новые связи и найти новые смыслы.