Психоанализ культуры

Психоаналитический разбор сериала Олененок. Что не так с Донни?

2024-07-14 10:41 Художественные фильмы
Сериал начинается с момента знакомства двух главных героев - бармена Донни и зашедшую в лондонский бар Харт женщину по имени Марта. Марта презентует себя как известного адвоката, сыплет именами известных людей, с которыми она работает и, при этом, не может заплатить за свой чай. Да, в этой сцене очевидно показано нарушение связи Марты с реальностью, но выглядит это достаточно безобидно и наивно, как детская забавная фантазия и Донни включается в это общение, поддавшись ее настойчивому (навязчивому) вниманию. Марта выглядит такой мягкой, эмпатичной, безобидной, как добрая бабушка с чудинкой. И она обратила на него внимание, он ей интересен. Заставляет насторожиться какой-то необычный, резкий и громкий смех Марты.
Но уже к первому свиданию Марта собирает о Донни информацию, которую тот тщательно скрывал от всех и проникает в самую болезненную часть Донни- самореализация, исполнение детской мечты стать комиком и с размаху говорит, что он как комик никуда не годен. Буквально на следующий день она меняет свое мнение, утверждая, что у Донни талант комика. Такая противоречивость ставит Донни в тупик, вызывает недоумение и смятение. Марта садистично описывает состояние Донни: «идет кровь, твои раны глубоки».
При этом женщина берет Донни за руку, заглядывает в глаза взглядом, полным сочувствия и внезапно начинает кричать и требовать подробностей личной истории. После такого «свидания» логично уходить не оглядываясь, но Донни хочет что-то еще понять про Марту и идет за женщиной до ее дома. Заглянув в окно, он видит запустение и беспорядок крошечной квартирки, окончательно убеждается, что ее история про ее несколько дорогих квартир и высокопоставленных клиентов известной адвокатессы - выдумка от первого до последнего слова, что еще осталось непонятным?
Только этот необычный смех. В неудачном выступлении Донни этот смех, единственный в зале поддерживающий смех, позволил ему пережить недоумение и разочарование зрителей. Донни нужен смех, Марта смеется громко и заразительно, она дает ему смех. Донни на сцене звучит как человек с другой планеты, смеющийся над тем, над чем люди плачут, похоже, что он не в контакте с реальностью. Марта поддерживает создание им другой реальности, где он успешен, значим, интересен. Это их объединяет, в этом они похожи, ведь Марта в своей голове- успешная адвокатесса.
Марта описывает, что хотела бы просто залезть внутрь человека: «вот если бы у людей были молнии, вот бы залезть внутрь. С психоаналитической точки зрения Марта так описывает слияние - механизм примитивной психологической защиты самого раннего этапа жизни ребенка, когда ребенок не отличает где заканчивается тело матери и начинается его тело. Донни со смехом соглашается на то, чтобы Марта залезла внутрь него, но он еще не знает, как это будет мучительно.
Когда Марта начинает выяснять, что это за девушки в ленте социальной сети у Донни, она заканчивает фразу выражением «Я внутри», имея ввиду что она в баре, но звучит это двусмысленно, она действительно проникла внутрь его мира, и без того непонятного для Донни. Тот с ужасом узнает что Марта - профессиональная сталкерша, она не просто залезает внутрь человека, она разрушает его жизнь. Донни в смятении от этого факта, но принимает ее приглашение стать друзьями в социальной сети. «Что это было? Минутное помешательство или стремление к саморазрушению?» - размышляет он.
Это важный момент размышлений главного героя, который, увы, не имеет продолжения. Донни не обдумывает информацию о Марте, не анализирует возможные последствия этого знакомства, не обсуждает это с близкими или друзьями. Неужели нет никого рядом, а Донни так одинок , что согласен на общение с опасной женщиной, которая обратила на него внимание?
Есть еще девушка по имени Тери, она появляется в сумраке коктейль - бара на окраине Лондона, как та, которая уже шесть свиданий не понимает с кем она встречается - Донни скрыл настоящее имя, профессию, свою историю - он не дает девушке ни одного шанса себя узнать, Донни создает свою реальность, где у него другое имя, серьезная профессия. Она явно не хочет тумана, настроена на отношения, ждет открытости и ясности, Донни описывает Тери как «яркую, юмористичную, открытую».
Донни страстно влюбляется, чувство застает его врасплох, у него никогда не было опыта отношений, только короткие связи. Донни и Тери нашли друг друга на сайте знакомств транссексуалов. Почему Донни ищет отношения именно среди транссексуалов?
Трансексуализм - это нарушение гендерной идентичности, когда переживание себя не совпадают с образом своего тела, что часто сопровождается депрессивностью, ощущением несправедливости мира, сложностями построения отношения с собой и окружающими таких людей. Выбирать себе партнера в такой среде -это еще и способ пассивно переживать нарушение идентичности, которое транссексуалы переживают активно. У Донни нарушение идентичности проявляется в первую очередь, через внешний облик: трудно сказать какого возраста мужчина перед нами.
По сюжету это двадцатилетний парень, его имя- уменьшительное от имени Дональд, но выглядит очень неопределенно - ему может быть и 20 и 35 лет и, соответственно, зритель не знает как его воспринимать: входящего во взрослую жизнь юношу или мужчину средних лет, застрявшего в безвременье? Во вторых, Донни не определился в своих сексуальных предпочтениях, не может даже для Тери определенно себя назвать. В третьих, тоже самое можно сказать и о его профессиональной идентичности: кто же он все- таки? Бармен или комик? Чтобы не принимать решение кто он, Донни выбирает быть и тем и другим: он и бармен и комик. А еще он строит отношения с двумя женщинами.
С психоаналитической точки зрения так проявляется еще один примитивный механизм психологической защиты человека - расщепление. Тери идеализируется, она- объект восхищения. Марта- воплощает во внешнем образе все асексуальное, она- объект жалости в начале сериала и преследователь в его продолжение. Комик как детская мечта идеализируется, работа в баре – обесценивается. Так у Донни проявляют себя примитивные защитные механизмы в форме идеализации и обесценивания.
Оба эти занятия не позволяют Донни быть взрослым- иметь возможность снять свое жилье, зарабатывать достойно на свою жизнь. Донни позволяет заботится о себе посторонним людям, которые предлагают бесплатно пожить у них: он выглядит таким беззащитным и ведет себя как ребенок, которого хочется пожалеть, взять ответственность за его жизнь и дать поддержку. Но люди, которые относятся к нему хорошо, как будто не задерживаются в его жизни- Донни нечем ответить на теплоту и гостеприимство, он не может ничего дать другим, он может только брать.
А Дарриена и Марту - воплощение человеческих пороков- те, которые преследуют, обманывают, соблазняют Донни, он не готов отпустить. Здесь можно думать о еще одном примитивном защитном механизме психики- проекция, цель которой- не переживать собственную плохость, а разместить ее в других людях. Донни называет себя наивным, но обманывает и пытается манипулировать и провоцировать Марту на то, чтобы та попалась в расставленную им ловушку. Может своей наивностью Донни называет то, что профессиональная сталкерша его переиграла? Или наивность- это все же его инфантильность? Донни называет себя обманщиком, ощущая различие между внешним проявлением себя и внутренним переживанием. Что же он переживает внутри?
Внутри Донни туман, хаос, непонимание себя. Хаос внутреннего мира Донни - это как та квартира, в которой ему разрешили пожить два его школьных друга. В ситуации такого хаоса насилие( физическое, психологическое) – это то, вокруг чего собирается психика Донни.
Дарриен - взрослый, самостоятельный, состоявшийся сценарист, он зашел в бар в Эдинбурге, где Донни безуспешно пытался собрать зрителей на свое шоу. Дарриен обратил на него внимание, дал несколько советов и предложил Донни наркотик: Донни воодушевлен, смел и искрометен, повторяя те же шутки, но теперь они кажутся зрителям смешными. Кажется, произошло чудо, тебя заметили, ввели во взрослую жизнь, тебя обещают сделать известным. «Мое восхищение им улетело за горизонт»- говорит Донни, это опять работает примитивная психологическая защита в форме идеализации. Дарриен внезапно исчезает, зрители понемногу перестают приходить в бар в Эдинбурге. По возвращении в Лондон Донни поступает в театральную школу, там нужно много трудится, чтобы стать профессионалом, Донни тоскует по славе и известности без усилий, вспоминает мимолетный успех в баре Эдинбурга, где он встретил Дарриена.
По его звонку он бросает занятие в театральной школе и направляется к Дарриену в надежде стать известным. Он приходит со сценарием , но тот, даже не заглянув в сценарий, предлагает принять наркотики и предпринимает попытку изнасиловать Донни. Как и в истории с Мартой, нужно прерывать общение, но, когда Дарриен снова звонит Донни, тот вновь идет к нему с надеждой получить свою прекрасную мечту- стать известным. Дарриен рассказывает, что его сценарий вызвал интерес у продюсеров, его ждет слава, он необыкновенно талантлив и предлагает ему продолжать мечтать ( оставаться инфантильным), одновременно увеличивая дозы наркотиков и их разнообразие. Дарриен обещает несметные богатства, собственное шоу, всемирную славу. Разговоры о прекрасном будущем полностью закрывают реальность- Донни перестает общаться со своей девушкой, пропускает ее день рождения, предпочитая проводить время с Дарриеном.
Однажды здравая мысль смогла пробиться сквозь наркотическое опьянение Донни: нужно уходить от Дарриена, это не путь к славе, это- насилие, отрезанность от своих чувств и своего тела. Это переживание происходящего разрешило Донни почувствовать неосознаваемую им ненависть к себе, вернуло ему размещенное в других ощущение собственной плохости. За этим последовало наказание себя, проявляющееся через беспорядочные связи, алкоголь, наркотики, саморазрушающее поведение. За потребностью в собственном наказании Донни не видит очевидные факты: Марта и Дарриен- коварные манипуляторы и насильники, одна- эмоциональная, другой- физический. Так работает примитивный защитный механизм психики в форме отрицания.
Донни называет себя обманщиком, обманщик себя. Плата за обман -невозможность реально оценивать что происходит в жизни и искать пути, чтобы перестать делать тоже самое в надежде получить другой результат. И вот Донни плачет в судебном заседании над судьбой сталкерши Марты, возвращается к Дарриену чтобы получить новую партию мечты о счастливой жизни.
В сериале два сюжетные линии, два насильника, и не сразу можно понять сколько времени прошло между двумя событиями, где заканчивается одна история насилия и начинается другая. Сюжет сериала напоминают бессознательное в концепции Зигмунда Фрейда, где царит безвременье, иногда кажется, что события происходят одновременно.
Кто же такой Донни и почему с ним случилось то, что случилось?
Используемые Донни механизмы психологической защиты позволяют сделать предположение о пограничном, а временами и психотическом уровне функционирования Донни, который формируется в условиях сильнейшего пренебрежения нуждами и потребностями ребенка родителями в детстве. Вывод об уровне функционирования сделан не по причине присутствия в личности главного героя примитивных защит, а отсутствия зрелых защит. Примитивные защиты как способ проживания жизни свойственен всем нам, все мы отрицаем, расщепляем.
Подобные процессы представляют собой проблему только если нам не хватает более зрелых психологических навыков, или в поведении человека присутствуют только примитивные защиты, как в истории главного героя. Размышляя о причинах и среде, которые сформировала личность Донни, мне не хватило его детской истории, жизненных обстоятельств, отношений в родительской семье. Поскольку сериал «Олененок» основан на реальных событиях, с уважением принимаю желание автора ограничить события сериала только одним этапом жизни Донни без ранней истории жизни.

Кто такой Донни? Попробуем разобраться почему с ним случилось то, что случилось. Почему, подвергшись физическому насилию, через некоторое время он вновь подвергается насилию, но уже психическому. Это странное совпадение или это злой рок, преследующий мягкого и доверчивого молодого человека?